Рада національної безпеки і оборони України

Інститут утворено Указом Президента України від 16 березня 2001 року № 173 “Про Національний інститут проблем міжнародної безпеки”.

Інститут ліквідовано Указом Президента України від 2 квітня 2010 року № 471 “Про оптимізацію діяльності з розроблення наукових засад національної безпеки України”.

 

"Украина на геополитическом распутье"


17.04.2001
Борис Парахонский

Геополитические ориентации

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ идентичности несет в себе значи­тельный риск для Украины ока­заться за пределами складываю­щихся в новой Европе интеграци­онных пространств и получить статус разделяющей “буферной зоны”. Это же обстоятельство дает нашей стране возможность стать территорией, интегрирующей раз­личные части этого неструктури­рованного пространства, иными словами - выступать в качестве моста между различными полити­ческими и цивилизационными субструктурами.

Различные политические силы в Украине в основном колеблются между двумя геополитическими центрами влияния - Россией и За­падом. Если с Западом в Украине связаны ожидания поддержки ев­ропейской интеграции и поступ­лений инвестиций, то к России нас привязывают энергоресурсы и культурные традиции Вместе с тем на Западе пока не рассматри­вают Украину в качестве реального кандидата на членство в ЕС, тогда как Россия, по-видимому, очень желала бы видеть Украину в составе региональных макрострук­тур, находящихся под ее опекой

Украинская элита прошла непростой путь от национального романтизма до прагматического подхода в определении геополити­ческого статуса страны. Значи­тельные шаги к переосмыслению места и роли Украины в окружаю­щем мире связываются с прихо­дом в 1994 году к управлению государством новой когорты поли­тиков, которые, собственно, и обозначили в немалой степени ос­новы внешней политики страны. В этом значительная роль принад­лежала одной из ключевых фигур в команде Л Кучмы - тогдашнему секретарю СНБО Украина В Горбулину, с именем которого связан и Большой украинско-россий­ский договор, и сближение с таки­ми европейскими структурами, как НАТО и ЕС, и продвижение украинских интересов в регионы Кавказа и Центральной Азии.

Для новых политиков было очевидно, что в целом геополити­ческая судьба Украины находится и еще долго будет находиться в за­висимости от отношений как с Россией, так и с Западом Более того, многое зависит и от того, как развиваются отношения России и Запада. В условиях их сближения, как это мы наблюдаем сегодня. Украина может использовать свой шанс быть “объединяющей терри­торией”.

В случае же их конфликтною расхождения, перед Украиной возникает угроза стать “буферной зоной” столкновения интересов, чего ей всячески хотелось бы из­бежать. Украинское руководство, по словам Президента, стремится сделать внешнюю политику государства проукраинской, а отнюдь не прозападной или пророссийской, то есть придерживается по­зиции отстаивания своих нацио­нальных интересов как основного геополитического приоритета, максимально при этом учитывая и интересы других стран

Вариант “сближения” выгля­дит более оптимальным, поскольку в этом случае и Россия, и Украина могут двигаться в одном нап­равлении   и   согласовывать   свои позиции, сохраняя поле для маневрирования   в   отношениях  с другими странами. Конфронтация же в духе холодной воины не в интересах обеих стран.

В свою очередь более тесные отношения Украины с Западом на фоне украинско-российского стратегического партнерства способны значительно усилить позиции России на глобальном и европейском уровне. Такое понимание, видимо, начинает преобладать и среди российско­го руководства, которое недавно провозгласило наступающий 2002 год годом Украины

Европейская интеграция

НЕСМОТРЯ   на   кажущуюся декларативность курса Украины на европейскую интеграцию эта идея начинает все более доминировать в украинском обществен­ном мнении. И хотя этот путь представляется достаточно дол­гим, однако зреет убеждение, что иного выбора для Украины все же нет, если она стремится быть развитой демократической страной

Тем временем для западных аналитиков очевидно, что Украина по своему потенциалу все же находится в несколько иной весовой    категории,   нежели   другие страны Восточной и Центральной Европы   Ее поспешная интегра­ция в ЕС создаст очень большие проблемы, а выгода от этого для европейцев на первых порах выг­лядит минимальной. Для Украи­ны, учитывая уровень ее нынеш­него социально-экономического развития, также существует риск оказаться в роли европейского маргинала - поставщика дешевой рабочей силы и рынка сбыта нека­чественной продукции.

В конечном счете, всем понят­но, что европейская интеграция Украины – это, прежде всего, внутреннее дело самой страны, связанное с реформированием экономической и политической системы Оптимальный путь , видимо, в том, чтобы продвигаясь во внутреннем развитии, парал­лельно переходить на каждый но­вый этап интеграции, осторожно трансформируя   и  весь спектр внешних от ноше­нии страны.

Восток - дело тонкое

РАЗВИТИЕ международных  транспортно-энергетических коридоров, проходящих через Украину, - важный механизм включения страны в глобальные экономические процессы.

Объединение группы пост советских госуда рств в рамках ГУУАМ как раз и было обусловле­но соображениями безопасности строящихся новых транспортно-энергетических коммуникаций.

В Черноморско-Каспийском регионе интересы Украины впол­не могут быть согласованы как с европейскими - в плане обеспече­ния путей транспортировки каспийских энергоресурсов, так и с российскими - через обеспечение системы стабильности на южных рубежах России.

Тем не менее пока развитие ГУУАМ сталкивается с непонима­нием, а подчас даже противодейс­твием с той или иной стороны в силу консерватизма политиков, предпочитающих следовать привычным стереотипам.

Международная безопасность

В РЕЗУЛЬТАТЕ терактов 11 сентября и последующих событии мир столкнулся с вызовом в виде международного терроризма. Ре­альным ответом на эту угрозу ста­ло формирование новых схем консолидации мировых сил, что в перспективе способно изменить сложившиеся международные от­ношения и наши представления о будущем мировом порядке.

Украина, подобно многим другим государствам, ищет свое место в этой системе, стремясь включить свои представления о национальной безопасности стра­ны в общий контекст усилий мирового сообщества в борьбе с пре­одолением глобальных угроз.

На этом пути для нее возможны все формы сотрудни­чества, если они согласуются с ее интересами, принципами международного права и цивилизованного развития отноше­нии с другими странами.

“Аргументы и факты в Украине”. – 2001. - №51




читайте також:
16.04.2008 "Так нам и НАТО. Украине в альянсе не место! Его уже почти заняла Россия"
12.02.2008 "Тегеранские зарисовки"
22.11.2007 "Тбіліська криза"
13.11.2007 "БІОЛОГІЧНА ЗБРОЯ В РУКАХ ТЕРОРИСТІВ? ЩОДО "ЗНИКНЕННЯ" ЧУМНИХ БАКТЕРІЙ З ОДНІЄЇ АМЕРИКАНСЬКОЇ ЛАБОРАТОРІЇ"
11.10.2007 "Тбилисский кризис"
Стратегічна панорама
Стратегічна Панорама   Національний інститут проблем міжнародної безпеки видає щоквартальний науково-аналітичний збірник "Стратегічна Панорама".

 

Спеціалізована Вчена Рада
Постановою президії ВАК від 12 березня 2008 р. № 14-08/3 в інституті створено спеціалізовану вчену раду Д26.723.01 із правом приймати до розгляду та проводити захист дисертацій на здобуття наукового ступеня доктора (кандидата) наук зі спеціальностей:

21.01.01 – Основи національної безпеки держави
(паспорт перелiк питань);

21.03.01 – гуманітарна і політична безпека держави;

21.03.02 – регіональна безпека держави;

21.03.03 – геополітика

21.04.01 – Eкономічна безпека держави
(паспорт перелiк питань);

Головою спецради призначено д.філос.н, професора М. А. Ожевана, ученим секретарем спецради - к.політ.н. Т. С. Стародуб.

Видання

Публікації

Моніторинг