Рада національної безпеки і оборони України

Інститут утворено Указом Президента України від 16 березня 2001 року № 173 “Про Національний інститут проблем міжнародної безпеки”.

Інститут ліквідовано Указом Президента України від 2 квітня 2010 року № 471 “Про оптимізацію діяльності з розроблення наукових засад національної безпеки України”.

 

"Роль государственной политики информатизации в условиях глобализации..."


9.09.2003
Василь Храмов

Необходимые изменения определены Конституцией Украины и связаны с условиями глобализации, что проявилось в нынешней ситуации политического кризиса, которая ярко высвечивает как имеющиеся возможности для развития, так и трудности на пути их обогащения. Такая ситуация является показателем и определителем социальнополитической гармонизаций (уровня, тональности, толерантности) взаимосвязей, взаимоотношений органов государственной власти и оппозиционных политических сил, социальных групп и на-циональных меньшинств, перспектив их развития. С одной стороны, на уровне органов государственной власти существует известное понимание той роли, которую играют информация и информационно-коммуникационные технологии, Интернет— СМИ во всех сферах жизнедеятельности личности - групп людей – общества - государства, его национальных меньшинств: праве, политике, зкономике, науке, культуре, военном деле, контроле и управлении общественными кон-фликтами. С другой стороны, на практике имеются и вызревшие проблемы, стоящие перед национальными меньшинствами, которые требуют своего оптимального решения, в значительной степени связанного с пониманием и правильным учетом условий глобализации.

Одна из них - слабое удовлетворение информационных потребностей различного уровня приоритетности и сложности как личности, так и национальных меньшинств. Примечательно, что владею

щий информацией владеет миром, а значит и перспективами развития. Позтому, например, в США, которые претендуют на роль мирового лидера, сейчас более 42 процентов населения пользуется Интернет. В Украине же, как заявил в своем интервью председатель Госкомсвязи Украины Олег Шевчук, "можно уверенно говорить о 700000 тысяч пользователей’(’Киевские Ведомости’,ЗО.ОЗ.2ООІ), что составляет примерно 1 процент от ЗО миллионов населения. И позтому, когда на различных научных, научно-практических форумах обсуждаются и вырабатываются рекомендациидля решения таких серьезных нроблем, как свобода слова, права национальных меньшинств, можно с полной уверенностью говорить о том, что информационные технологии представляют собой прекрасный инструмент, информационный ресурс не только для того, чтобы управлять государством, но и для утверждения мира и согласия, улучшения общения и взаимоотношений между людьми разных национальностей.

Словом, использование современного информационного ресурса позволяет представителям национальных меньшинств лучше ориентироваться в конфликтной ситуации, сэкономить или заработать деньги, получить первое или второе специальное образование. Короче, добиться определенных преимуществ. Соответственно, задача государства - с помощью всех тех же информационных технологий сделать зту информацию более прозрачной, более доступной и более удобной для пользователя — национальных меньшинств, социальных групп, политических партий и общественных движений.

Фактически же трудно обнаружить зффективное управление процессом сбора, обработки, использования и распространения информации, отсутствует концептуальный план формирования национального "злектронного правительства". Работы по созданию "злектронного правительства" в развитых странах, в первую очередь в США и Великобритании, уже проводятся. Кроме того, одно из первых таких правительств создается в Арабских Эмиратах. На пути к решению зтого вопроса другие страны. Как заметил в своем докладе на Global Іnternet Summit 2001 "Государство и Интернет" мэр города Тайбзя (Тайвань), Интернет - зто тот ресурс, который доступен всем жителям, независимо от расы, социального положения, возраста и пола. Мэр Тайбзя считает, что на местном уровне информационные технологии станут одной из оптимальных возможностей в деле распространения равенства и демократии, улучшения качества жизни всех людей, проживающих в городе. Для Украины речь идет скорее о рас

ширении рынка интернет-услуг и на их основе обогащение возможностей национальных меньшинств в условиях глобализации.

В стратегическом решении столь важной задачи главное препятствие - отсутствие рассчитанной на перспективу, государственной политики информатизации страны. Конкретно это проявляется в следующем:

Не осуществлен системный анализ потребностей различных категорий пользователей, в том числе и национальных меньшинств, в современных средствах информатизации в условиях глобализации информационных потоков.

Отсутствуют достоверные сведения об объеме и качестве сформированного информационного ресурса и степени удовлетворения информационных потребностей национальных меньшинств, всего населения страны.

Неоправданно замедлилась работа над выработкой и принятием законодательным органом концепции информационной политики, которая должна отражать специфику потребностей страны в зтно-национальном развитии как важном условии становления политической нации, отвечающей высоким цивилизационным стандартам.

Перспектива создания "электронного правительства" в условиях глобализации информационных потоков не нашла научного и политико-государственного осмысления и решения. Не конституирован, в частности, план-программа развития национального информационного ресурса, призванного расширять возможности развития страны, а, значит, и национальных меньшинств в условиях глобализации.

Не отработана система интегрированных показателей для характеристики положения вещей в жизнедеятельности национальных меньшинств с учетом роста их возможностей. От того, насколько государственная политика информатизации позволяет использовать новые возможности национальной и мировой сети, во многом определяется и наше будущее, и будущее национальных меньшинств - цивилизованное будущее.




читайте також:
14.03.2007 "ПОЛІТИКО-КОМУНІКАТИВНА БЕЗПЕКА УКРАЇНИ В КОНТЕКСТІ ФОРМУВАННЯ ІНФОРМАЦІЙНОГО СУСПІЛЬСТВА"
13.02.2007 "БЕЗПЕКА ПОЛІТИЧНИХ КОМУНІКАЦІЙ: СУТНІСТЬ І ЗВ'ЯЗОК ІЗ ЗАГАЛЬНОЮ СИСТЕМОЮ НАЦІОНАЛЬНОЇ БЕЗПЕКИ УКРАЇНИ"
01.09.2006 "ЗАСОБИ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ ЯК ЯКІСНО НОВІ СУБ'ЄКТИ ПОЛІТИЧНИХ КОМУНІКАЦІЇ"
15.06.2006 "ІНФОРМАЦІЙНА БЕЗПЕКА В УМОВАХ ВПРОВАДЖЕННЯ ЕЛЕКТРОННОГО УРЯДУВАННЯ"
01.05.2006 "Сучасні проблеми інформаційної безпеки України в умовах внутрішньої трансформації."
Стратегічна панорама
Стратегічна Панорама   Національний інститут проблем міжнародної безпеки видає щоквартальний науково-аналітичний збірник "Стратегічна Панорама".

 

Спеціалізована Вчена Рада
Постановою президії ВАК від 12 березня 2008 р. № 14-08/3 в інституті створено спеціалізовану вчену раду Д26.723.01 із правом приймати до розгляду та проводити захист дисертацій на здобуття наукового ступеня доктора (кандидата) наук зі спеціальностей:

21.01.01 – Основи національної безпеки держави
(паспорт перелiк питань);

21.03.01 – гуманітарна і політична безпека держави;

21.03.02 – регіональна безпека держави;

21.03.03 – геополітика

21.04.01 – Eкономічна безпека держави
(паспорт перелiк питань);

Головою спецради призначено д.філос.н, професора М. А. Ожевана, ученим секретарем спецради - к.політ.н. Т. С. Стародуб.

Видання

Публікації

Моніторинг