Рада національної безпеки і оборони України

Інститут утворено Указом Президента України від 16 березня 2001 року № 173 “Про Національний інститут проблем міжнародної безпеки”.

Інститут ліквідовано Указом Президента України від 2 квітня 2010 року № 471 “Про оптимізацію діяльності з розроблення наукових засад національної безпеки України”.

 

ПРИВОДНЫЕ РЕМНИ БЕЗОПАСНОСТИ


8.03.2004
КОВАЛЬЧУК Александр

ЧТО же делает экономику страны устойчивой и бережет ее от всяческих встрясок? В каких болевых точках экономика особо уязвима? Об этом рассуждает доктор экономических наук, профессор Национального института проблем международной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины Аркадий СУХОРУКОВ.

140 долларов каждому

– ПОД экономической бе­зопасностью мы понимаем способность проводить государственные интересы на внутреннем и внешнем рынках, плюс возможность обеспечения определенной самодостаточности ЭКОНОМИКИ. Угрозы этому могут быть комплексными: стало быть, такими же должны быть и контрмеры.

Одна из составляющих экономи­ческой безопасности – безопасность инвестиционная. Угрозой здесь является недостаток внутренних инвестиционных ресурсов. В развитых странах эти инвестиции составляют примерно 25-30% от ВВП: такое значение и можно считать нормой инвестиционной безопасности. В Украине внутренние капитальные инвестиции в 2002 году составили 18,6%, в 2003 – 21,35 от ВВП. Нынешний ВВП при этом в сравнении с 1990 годом составляет лишь 59%. Следующий вопрос – куда направляются капитальные инвестиции. Машиностроение, включая транспортное и электронное оборудование, получает только 3% от них. А это – отрасль, определяющая технологический уровень экономики. Следует учитывать, что существует достаточно много рычагов направления инвестиций в нужное русло: от отведения земельного участка под строительство и до принятия объекта в эксплуатацию. И на Западе такими рычагами умело пользуются.

Далее – привлечение иностранных инвестиций, которое пока нельзя назвать удовлетворительным. На сегодняшний день в отечественную экономику привлечено 6,7 млрд. Если разделить накопленные инвестиции на душу населения, то будет 140 долларов на человека. В Чехии этот показатель еще в 2002 году был равен 2610 долларам, в Эстонии – 2336. Иностранными инвесторами трудно управлять, но если учесть, что привлечение иностранных инвестиций теснейшим образом связано с приватизацией бывшей государственной собственности – вряд ли приходится говорить об отсутствии рычагов воздействия в этой сфере. Пока нечего бояться, что иностранные инвесторы нас поглотят – ведь годовой прирост иностранных инвестиций составляет 2,5% от нашего валового внутреннего про­дукта. Плен нашей экономике не грозит. Тем не менее, необходимо умело подбирать таких инвесторов: обретение контроля над нашими предприятиями, превращение их в места сброса старых технологий – недопустимо. И еще: если взглянуть на рейтинг иностранных инвесторов, то станет видно, что на втором месте – Кипр, а на четвертом – Виргинские острова. И с некоторой далей вероятности можно утверждать, что инвестиционный поток включает отмытые в оффшорах деньги.

В экономику Украины привлечено 6,7 млрд. долларов иностранных инвестиций, то есть 140 долларов на человека. В Чехии этот показатель равен 2610 долларов, в Эстонии – 2336.

Казино, микроскоп и внешторг

– НЕ МЕНЕЕ важна безопасность инновационная. Участвовать на равных в международном сотрудничес­тве мы можем, только лишь имея свои технологические прорывы. И здесь одна из угроз – недостаточное финансирование научно-техничес­кой сферы. Зачем банку сегодня инвестировать рискованные новые про­екты, если он может кредитовать ка­зино и утром получить возврат денег с процентами? Количество инновационно активных предприятий у нас составляет 13%, и оно падает из года в год. А на инвестиции в сельское хозяйство приходится лишь 3%. В то же время во всех развитых странах инновационно активными являются не меньше 80% предприятий: среди них даже те, что работают в области торговли и услуг. По расчетам, нужно где-то 2% от ВВП тратить на на­учно-исследовательские работы. У нас эта цифра не поднимается выше 1,2%.

Около четверти научно-технических работ в нашей стране финансируется «грантами», за счет зарубежных заказчиков. В сфере защиты интеллектуальной собственности порядок наводится, но вообще говоря, работа по «грантам» позволила развитым странам уменьшить свои расходы на техническую разведку.

Важна безопасность и во внешнеторговой сфере. Тут главная угроза – уменьшение так называемого позитивного сальдо внешнеторгового баланса: буквально в 2003-м оно изменилось с 3,8 до 2,9 млрд. долларов, а если взять торговлю товарами – оно уменьшилось с 980 до 59 млн. долларов. В основном – за счет уменьшения экспорта зерна и продовольствия. Есть такой показатель экспортно-импортной безопасности: коэффициент покрытия экспортом импорта. Чтобы мы себя чувствовали уверенно, он должен быть примерно в районе единицы. Значит, нужно каким-то образом уравновешивать экспорт и импорт. У нас этот коэффициент в прошлом году равнялся 1,21, в прошлом – уменьшился до 1,12. Из-за неразвитого внутреннего рынка Украина сильно зависит от внешней торговли. В 2003 году перекос по торговле товарами увеличился: экспорт по сравнению с 2002 годом вырос на 28,5%, а импорт – на 36%.

Деньги и прочие ценности

– БОРЬБА с инфляцией, с обесце­ниванием национальных денег – это уже вопросы финансовой безопасности. В руках правительства есть много регуляторов, но управлять этой сферой довольно сложно: зачастую государство имеет такую инерцию, что не всегда удается эти регуляторы включать согласованно. Можно, конечно, добиваться уменьшения инфляции, сужая до предела денежную массу. Но это чревато закупоркой взаиморасчетов между предприятиями, стагнацией внутреннего рынка, неплатежами по зарплате и отсутствием денег у населения.

Сколько экономики находится в тени – точно не знает никто. Но есть косвенные методы такого подсчета. Если учесть, что в начале 90-х было 70-процентное падение ВВП – понятно, что уже тогда предприятия разведывали путь в теневую экономику. Остальное можно отнести за счет разрушения предприятий, их остановки, банкротства (иногда спровоцированного). Жизнь умнее нас: экономика продолжает работать, хотим мы этого или нет. Что, кстати, подтверждается энергозатратностью. Ведь она не только осталась прежней – она даже выросла. Если энергозатраты остаются на уровне времен со­циализма – это означает, что экономика дышит. Задачи государства –давать ей дышать, чтобы она выхо­дила из подполья.

Таким образом, трудно найти ка­кой-то общий показатель экономической безопасности. Кто-то пытается выйти на него через уровень теневой экономики, кто-то – через энергоемкость продукции. Но все показатели экономической сферы отражаются в сфере социальной. Тут и следует искать обобщающие показатели безопасности: в доходах населения, уровне реальной зарплаты и безрабо­тицы, прожиточном минимуме. И понятно, что чем выше благосостояние граждан страны, тем меньше су­ществует угроз для ее безопасности. Украина в этом смысле пока остает­ся очень уязвимой.




читайте також:
26.09.2008 "Проблеми входження в ЄЕП та підвищення конкурентоспроможності економіки України"
18.09.2008 "Сучасні тенденції на світовому ринку високотехнологічної продукції та місце України на ньому"
22.08.2008 "Розвиток фондового ринку як фактор підвищення інвестиційної привабливості економіки України для ЄС"
19.08.2008 "Конкурентоспроможність України у залученні ПІІ з ЄС серед країн ЦСЄ і ЄЕП"
09.06.2008 "Проблеми розвитку високотехнологічних підприємств України"
Стратегічна панорама
Стратегічна Панорама   Національний інститут проблем міжнародної безпеки видає щоквартальний науково-аналітичний збірник "Стратегічна Панорама".

 

Спеціалізована Вчена Рада
Постановою президії ВАК від 12 березня 2008 р. № 14-08/3 в інституті створено спеціалізовану вчену раду Д26.723.01 із правом приймати до розгляду та проводити захист дисертацій на здобуття наукового ступеня доктора (кандидата) наук зі спеціальностей:

21.01.01 – Основи національної безпеки держави
(паспорт перелiк питань);

21.03.01 – гуманітарна і політична безпека держави;

21.03.02 – регіональна безпека держави;

21.03.03 – геополітика

21.04.01 – Eкономічна безпека держави
(паспорт перелiк питань);

Головою спецради призначено д.філос.н, професора М. А. Ожевана, ученим секретарем спецради - к.політ.н. Т. С. Стародуб.

Видання

Публікації

Моніторинг