Рада національної безпеки і оборони України

Інститут утворено Указом Президента України від 16 березня 2001 року № 173 “Про Національний інститут проблем міжнародної безпеки”.

Інститут ліквідовано Указом Президента України від 2 квітня 2010 року № 471 “Про оптимізацію діяльності з розроблення наукових засад національної безпеки України”.

 

УКРАИНСКАЯ ПЯТИЛЕТКА ЗА ОДИН ГОД РОССИИ


26.01.2003
Наталья Талалай

- Аркадий Исмаилович, каковы темпы снижения товарооборота между Украиной и Россией сегодня?

- Судите сами: если в 1994 году доля РФ в общем объеме внешней торговли Украины составляла 47,5%, в 2001 году - 32%, то за 9 месяцев 2002 года - 30,7%. Удельный вес России в украинском экспорте снизился с 37,4% в 1994 году до 29% в 2001, а доля импорта из России - с 58,1% (1994 год) до 35,5% (2001 год).

Можно назвать несколько основных причин падения товарооборота: переориентация внешней торговли обеих стран на другие рынки, ослабление кооперационных связей, взаимное введение ограничений на торговлю карамелью, металлопродукцией, подсолнечником, автомобилями. Кроме того, налогообложение экспорта должно проходить по нулевой ставке, а Россия поставляет нам нефть, газ и газовый конденсат с экспортной пошлиной и НДС, что увеличивает затраты Украины на производство всех видов продукции, работ и услуг. Повлиял на ситуацию и переход в России с 1 июля 2001 года на взимание НДС по принципу страны назначения.

По данным за 11 месяцев 2002 года, снизили экспорт в Россию украинские металлурги (почти на 42%), химики (на 28%) и пищевики (на 9,1%). Почти все украинские экспортеры отмечают, что им стало сложнее работать на российском рынке.

В результате Украина постоянно имеет отрицательное сальдо в торговле товарами с Россией (последние три года оно превышает 2 миллиарда долларов, а в 1997-1998 годы доходило и до 4 миллиардов), что заставляет нас сдерживать импорт товаров из России.

- Возможно, выходом из данной ситуации стало бы создание зоны свободной торговли между нашими странами или вступление Украины в Евразийское экономическое содружество?

- Зона свободной торговли в рамках СНГ фактически не работает, многие из документов, составляющих нормативную базу ЗСТ, не подписаны или не ратифицированы. Но проблема еще и в том, что не согласован режим свободной торговли в рамках СНГ и тот режим, который действует в рамках ЕврАзЭС. Кроме того, слишком велико различие экономических потенциалов участников, а соответственно и весовых категорий при принятии совместных решений.

Президент Украины заявил о том, что мы пока не будем вступать в ЕврАзЭС именно по экономическим соображениям. Участие Украины в ЕврАзЭС было бы оправданным, если бы Россия по крайней мере распространила свои внутренние цены, прежде всего на энергоносители, на все содружество стран.

- В таком случае, какие механизмы сотрудничества, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными и какие направления на сегодня наиболее перспективны?

- Опыт показал, что многосторонние межгосударственные соглашения обозначают лишь общие политические принципы, нельзя преувеличивать их значение как инструмента экономического взаимодействия. Наиболее эффективной формой сотрудничества в сфере экономики являются двусторонние отношения государств и сотрудничество в отдельных отраслях. Например, сотрудничество по созданию единого энергетического и информационного пространств, создание транспортных коридоров. Наиболее эффективным являются сотрудничество между регионами и на уровне предприятий, то есть на уровне, свободном от политических пристрастий.

Наиболее выгодным для Украины является сотрудничество с РФ в топливно-энергетическом комплексе и совместном ремонте и обслуживании газовых магистралей. Это прежде всего обеспечение параллельной работы энергосистем (и не только России и Украины, но и других стран СНГ и Балтии) с Трансъевропейской синхронной объединенной электроэнергетической системой Европы "Тесис". Это первое крупное направление деятельности.

Второе направление - создание международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины. Искать другого партнера в деле обслуживания магистралей Украине не стоит. Однако консорциум как временное образование для решения какой-то задачи или реализации крупного проекта должен работать под серьезным государственным контролем.

- Однако многие аналитики склоняются к тому, что в управлении консорциумом должна присутствовать также и третья сторона.

- Поскольку Украина и Россия имеют неравные экономические потенциалы, неравные экономические возможности и резервы, украинская сторона заинтересована в том, чтобы не оставаться наедине со столь серьезным партнером. Мы априори не подозреваем, что Россия будет вести какую-то "подрывную работу" в рамках этого консорциума, но хотели бы иметь противовесы, поэтому в данном случае нам необходимо иметь некоего арбитра, например в лице возможного третьего участника консорциума - Германии.

Кроме того, достаточно вескими аргументами в пользу многосторонних отношений в рамках консорциума являются объединение возможно более значительного капитала, привлечение технологического опыта и опыта управления подобными объединениями.




читайте також:
26.09.2008 "Проблеми входження в ЄЕП та підвищення конкурентоспроможності економіки України"
18.09.2008 "Сучасні тенденції на світовому ринку високотехнологічної продукції та місце України на ньому"
22.08.2008 "Розвиток фондового ринку як фактор підвищення інвестиційної привабливості економіки України для ЄС"
19.08.2008 "Конкурентоспроможність України у залученні ПІІ з ЄС серед країн ЦСЄ і ЄЕП"
09.06.2008 "Проблеми розвитку високотехнологічних підприємств України"
Стратегічна панорама
Стратегічна Панорама   Національний інститут проблем міжнародної безпеки видає щоквартальний науково-аналітичний збірник "Стратегічна Панорама".

 

Спеціалізована Вчена Рада
Постановою президії ВАК від 12 березня 2008 р. № 14-08/3 в інституті створено спеціалізовану вчену раду Д26.723.01 із правом приймати до розгляду та проводити захист дисертацій на здобуття наукового ступеня доктора (кандидата) наук зі спеціальностей:

21.01.01 – Основи національної безпеки держави
(паспорт перелiк питань);

21.03.01 – гуманітарна і політична безпека держави;

21.03.02 – регіональна безпека держави;

21.03.03 – геополітика

21.04.01 – Eкономічна безпека держави
(паспорт перелiк питань);

Головою спецради призначено д.філос.н, професора М. А. Ожевана, ученим секретарем спецради - к.політ.н. Т. С. Стародуб.

Видання

Публікації

Моніторинг