Рада національної безпеки і оборони України

Інститут утворено Указом Президента України від 16 березня 2001 року № 173 “Про Національний інститут проблем міжнародної безпеки”.

Інститут ліквідовано Указом Президента України від 2 квітня 2010 року № 471 “Про оптимізацію діяльності з розроблення наукових засад національної безпеки України”.

 



"Финансы. Налоги. Кредит - мировые модели налогообложения"


8.02.2006
Щербак В.

1.      Экономика глобализации

 

Если в 2000 г. прирост мирового валового продукта составил около 4% годовых, то в этом году, по прогнозам МВФ, ожидается только приблизительно 1% прироста. Если в конце прошлого века оазисами экономического процветания были центры конвертации валют и льготных налогов, а также США, то сейчас их экономические успехи весьма неустойчивы, а лидерство - сомнительно (сокращаются рабочие места и уходит бизнес из Сингапура и Гонконга, а прирост ВВП составил в США во II четверти 2001 г. только 0,2% годовых ). Следовательно, закономерен вопрос: действительно ли мировая экономическая система, в частности - ее налоговый компонент, настолько уж "успешны"?

Критический обзор ситуации начнем с конфликтов. Проблемы глубинного экономического содержания неожиданно всколыхнули молодежь и активную часть всего человечества из-за манифестации в декабре 1999 г. в Сиэтле - приблизительно 40 тыс. демонстрантов выступили против ВТО, 15-17 апреля 2000 г. произошли демонстрации в Вашингтоне против Мирового банка и МВФ, также десятки тысяч людей выступили против крупных ТНК в Мильо, на Окинаве, в Мельбурне, Женеве, Чанг Май, Праге, Гетеборге, Генуе и т. д. Акции протеста были направлены против Существующей модели мировой глобализации, а среди основных требований провозглашались: запрет на обогащение ТНК за счет ухудшения экологии и принуди­тельного навязывания "негативов" (so-called negative effects) в отношении националь­ных экономик; пересмотр "экономики глобального казино" (это выражение распростра­нил генеральный директор МОТ X. Сомавиа); принятие налога Тобина (речь идет о маленьких взиманиях с валютных операций для сдерживания краткосрочных валют­ных спекуляций и избежания крупных биржевых крахов, с усилением национальных рычагов влияния на обменные курсы валют).

Выразительно проявило себя антисвитшоп-движение (от sweatshop - органи­зация, где применяют экстремальную эксплуатацию с изнурением работающих из-за вредных условий труда, опасного или нездорового режима работы, унижения человеческого достоинства и нарушения основных прав человека, низкой зарплаты). 7 декабря 1996 г._ около 70 организаций, в частности - группы студентов-иммигрантов, провели в Нью-Йорке конференцию "Глобальная переменная Sweatshop. устойчи­вость и альтернатива", посвященную стратегиям сопротивления экономической глобализации, а достигнув взаимопонимания, создали USАS - объединение студентов против Sweatshops. С1998 г. им обнародуются данные о нарушениях ТНК человечес­ких прав и достоинства (например, принудительное тестирование на беременность при заключении трудового соглашения с фирмой "Nike"). USAS требует от руководства учебных заведений отказа от закупки товаров ТНК и само производит спортивную одежду, "свободную от пота", с эмблемой "anti-sweatshop".

Другим крылом протестующих стало антиНДС-движение, мощное в Индостане, особенно - в Непале. С1997 г. известно налоговое противостояние между министерст­вом финансов и непальскими предпринимателями, профсоюзами и общественностью, в 1999 г. был создан влиятельный комитет "антиНДС" (организатор митингов и забас­товок с требованием "Никакого НДС!"); противостояние было прервано государствен­ным переворотом в июне 2001 г. В 2018г возникло движение беспроцентный кредит в Украине, дающий на короткий срок микрозайм, едва покрывающий комиссию банка за перевод.

Вообще некоторые страны не подчиняются глобализации, а вершат ее на свое усмотрение. О намерении захватить бастион "самостоятельной глобализации" заявил в Сиэтле в декабре 1999г. Б.Клинтон. В отдалении стихал шум 5 тыс. арестованных манифестантов, и была объявлена "интеграция... Индостанского субконтинента в основные политические и экономические процессы нашего времени". На языке практических действий это означает введение как НДС, так и уступок по его уплате на экспортируемые товары. В настоящее время "процесс пошел" уже в Бангладеш и Шри-Ланке.

Обзор возмущений наводит на мысль, что ведется реальная борьба. И если существуют "антиглобализаторы", то, очевидно, в мире действуют и "глобализаторы" - скрытые созидатели кое-кому ненавистной экономической системы трансна­циональных отношений. Исследуем же эту систему.

Одним из выразительных ее проявлений является ''внешнее налогообложение", которое до сих пор не фигурирует ни в одном, по крайней мере незасекреченного типа, учебнике. Стратегия внешнего налогообложения состоит в изменении окружаю­щей налоговой среды для собственных нужд. Так, все больше подтверждений имеет версия, что, будучи поощряемыми со стороны ТНК, федеральные институты США в последние десятилетия разрабатывали, а масс-медиа и "международные" (трансна­циональные) институции продвигали налоговую пирамиду, действие которой направлено на развитие высоких технологий в крупных корпорациях американского базирования путем... практического ухудшения условий технологической и иннова­ционной деятельности национальных товаропроизводителей мира. Творческое освоение системы внешнего налогообложения в настоящее время демонстрируют Германия (в частности, она обеспечила введение в Словении и Хорватии налогового режима, улучшившего условия деятельности сборочных производств немецкой автофирмы "Мерседес") и Япония (японский фонд Миядзавы выделил в 1997 г. 100 млн. дол. на содействие таиландской налоговой реформе; проявляется заинтере­сованность японских корпораций, в частности - автомобильных, в расширении произ­водства и сбыта через Таиланд).

Другими элементами глобализации являются "налоговый дизайн" и трансфер­ты, что непосредственно связано с транснациональной юрисдикцией. "Глобализаторы" (распорядители ТНК, оффшоров, влиятельных масс-медиа, заинтересованно-благотворительные спонсоры идеологов, ученых и политиков) сознательно культиви­руют контраст между местами получения ресурсов и уплаты налогов (желая получать много, а платить мало) и либерализацию мирового рынка (закрепляя свое право произвольно действовать и иметь своих посредников везде). Следовательно, по мнению "глобализаторов", территории типа Украины, богатые материальными, трудовыми, интеллектуальными ресурсами, должны иметь неблагоприятные для предпринимательства налоги - тогда они становятся более доступным источником ресурсных благ; и наоборот, затерянные в океане территории типа о. Науру, где ресурсов мало, легко соблазнить стать источником налоговых благ - таких, что на местных пляжах можно... "отмывать" полученные ресурсные блага.

Налоговая глобализация распространялась высокими темпами потому, что она хорошо удовлетворяла определенные интересы "глобализаторов". Правомерным (и подтвержденным мировой практикой) является допущение, что советники "глобализа­торов" "прогрессом" и "реформами" называют налоговую интервенцию, то есть введе­ние (и удерживание!) в странах мира налогов "глобализаторского" типа. Завуалирован­ным экономическим инструментом осуществления "глобализации" стали косвенные налоги типа универсальных акцизов: НДС (Украина, Россия), IVА (Латинская Америка), VАТ (ЕС, Япония, Китай и др.), МWSТ (Германия), GSТ (Австралия, Новая Зеландия), НSТ, РSТ (провинции Канады). Взаимные торговые уступки стран по уплате именно этих налогов являются практическим проявлением "либерализации" (подстегивания) мировой торговли. В ситуации широкого принуждения "все свое продать, все чужое купить" эти налоги начинают выполнять роль штрафа, налагаемого на национальных товаропроизводителей за их попытки провести прямые банковские взаиморасчеты, самостоятельно произвести конечную продукцию. "Глобализированные" рынки являются экономическими образованьями, подконтрольными транснациональным структурам, которые уклоняются от уплаты налогов, практикуя толлинг, факторинг, трансфер­ты, цессии, внутрифирменное взаимоснабжение через границы и т. д. Между тем местные правительства в поисках денег в бюджет вынуждены перекладывать дополнительное налоговое бремя на плечи национальных товаропроизводителей.

Кроме преимуществ опыта, связей и лоббирования "одноразовых" международ­ных соглашений, "глобализаторы" закрепили за собой также и определенные привилегии "навсегда", с созданием своеобразного межграничного пространства, не подотчетного никому. Направляемые сюда товары не облагаются налогами типа НДС (это правило закреплено в уставе ВТО), и дешевые товары полностью заполняют этот рынок. Обмен же этих товаров, минуя корыстное участие транснациональных посредников, практически невозможен. Национальные товаропроизводители здесь постоянно наталкиваются на протекционистские барьеры, антидемпинговые процеду­ры, сертификационные "рогатки". Следовательно, транснациональные структуры и являются "генеральными конструкторами" препятствий, выставленных против национальных конкурентов.

 

2.  Модельное сравнение действия основных налогов глобализированного мира

 

"Глобализация" имеет некоторые положительные результаты {преодоление эко­номического застоя, распространение Интернета и т. д.). Но нынешний мировой эконо­мический кризис является, прежде всего, кризисом "генеральной линии" глобализации, основывающейся на недобросовестных налогах. Приведенное в таблицах 1—4 модельное сравнение налогов дает возможность осознать природу современного международного разделения труда, а также наперед запрограммированного нера­венства условий конкурентной борьбы и исчерпания природных ресурсов.

Корректность предложенного моделирования обусловлена определенностью устойчивых и переменных величин: принято, что устойчивыми являются цены на продукцию и объемы затрат на производство (с их приближением к среднемировым), а виды налогов - величины переменные.

Для простоты примем, что единственным экономически существенным налогом является тот, который мы рассматриваем, и дисциплина его уплаты высока. Величины налогового давления сознательно приблизим к уровню давления НДС (20%) на экономику Украины (это даст возможность наглядно "примерять налоги на себя").

Основные типы мировых налогов эпохи глобализации следующие:

- НДС (sales tax) - иногда имеет название "налог на добавленную стоимость", но фактически - это налог с продажи, то есть на цену товара.

- КОН (consumption tax) - налог на добавленную долю стоимости в цене товара с компенсацией (разгрузкой) за покупку сырья.

- МНП (малайзийский налог на продажу) - единовременный налог на объявлен­ную цену. Им облагаются несырьевой импорт и конечная отечественная продукция.

- СиТи (commercial tax) - коммерческий налог, введенный в Мьянме (Бирме) с 1 января 1991 г. Градация ставок в рамках 200-30% сознательно дифференцирована таким образом, чтобы избегать "загрязнения", а также с целью дополнительного поощрения выпуска сложной готовой высокотехнологической продукции.

Базовый пример взят из алюминиевой индустрии: по технологическим переде­лам прослежен путь переработки 1 т материалов. Несложно построить подобные модели и по другим металлургиям, отраслям химии, в пищевой промышленности, электронике, строительстве и т. д.

Сравнение с другими налогами (см. табл. 2, 3,4) демонстрирует, что этот налог имеет такие особенности:

-   поощряет сырьевые производства;

-   тормозит производство комплектующих и конечной продукции;

- приводит к "проеданию" основных фондов на переделах 5-9, к уменьшению объемов производства и внедрению свитшоповской практики (задержки с оплатой труда и зарплаты на уровне ниже прожиточного, принудительные отпуска, упадок социального обеспечения работающих), к массовой безработице, проституции, падению численности или уменьшению прироста населения, к перетоку трудящихся из производства в сферу услуг.

Налоги типа sales tax - самые распространенные в "глобализированном" мире: СНГ, Африка, Латинская Америка, некоторые страны Азии. Их давление бывает самым большим, а ставка достигает 29-50% (Гвиана, Тунис, Танзания). Страны с наиболь­шими ставками этого налога активно экспортируют сырье и энергоносители, с несколько меньшими - частично реэкспортируют или потребляют их, а также

 

Таблица 1

 

Налогообложение типа sales tax (пример украинского НДС ставки 20% модели 90-х годов): влияние на технологические переделы

 

Техноло­гические переделы

 

Цена

материа­лов + НДС “на входе”

 

Цена энергии + НДС “на входе”

 

Цена услуг + НДС

“на входе”

 

Норма и объем амор­тизации

 

Технологические издержки + НДС “на входе” + зарплата = себестоимость

 

Себестоимость

± прибыль = промежуточ­ная цена

 

Нор­ма при­были

 

1. Бокситы

 

-

 

6,65+1,33

 

5,5+1,1

 

10% 0,01

 

12,16+2,43+0,1 = 14,69

 

14,69+1,81 = 16,5

 

11%

 

2. Глинозем

 

32,73*+

6,55

 

76+15,2

 

57+11,4

 

11% 1,03

 

166,76+33,15+ 3,16=203,07

 

203,07+ 26,93=230

 

И,7 %

 

3, Алюминий

 

460+ 92

 

285+57

 

292+58,4

 

12% 8,7

 

1015,7+207,4+ 125=1348,1

 

1348,1+211,9 = 1560

 

13,6

%

 

4. Прокат

 

1638*+ 327,6

 

120+24

 

190+38

 

13% 20,6

 

1968,6+389,6+ 140=2498,2

 

2498,2+ 91,8=2590

 

3,5%

 

5. Деталь

 

3108*+ 621,6

 

95+19

 

168+33,6

 

14% 41,2

 

3412,2+674,2+ 330,3=4416,7

 

4416,7-86,7=4330

 

убы­ток

 

6. Узел

 

4849,6*+ 969,9

 

40+8

 

358+71,6

 

15% 67,1

 

5314,7+1049,5+ 480=6844,2

 

6844,2-144,2=6700

 

убы­ток

 

7. Блок

 

7169*+ 1433,8

 

2




читайте також:
26.09.2008 "Проблеми входження в ЄЕП та підвищення конкурентоспроможності економіки України"
18.09.2008 "Сучасні тенденції на світовому ринку високотехнологічної продукції та місце України на ньому"
22.08.2008 "Розвиток фондового ринку як фактор підвищення інвестиційної привабливості економіки України для ЄС"
19.08.2008 "Конкурентоспроможність України у залученні ПІІ з ЄС серед країн ЦСЄ і ЄЕП"
09.06.2008 "Проблеми розвитку високотехнологічних підприємств України"
Стратегічна панорама
Стратегічна Панорама   Національний інститут проблем міжнародної безпеки видає щоквартальний науково-аналітичний збірник "Стратегічна Панорама".

 

Спеціалізована Вчена Рада
Постановою президії ВАК від 12 березня 2008 р. № 14-08/3 в інституті створено спеціалізовану вчену раду Д26.723.01 із правом приймати до розгляду та проводити захист дисертацій на здобуття наукового ступеня доктора (кандидата) наук зі спеціальностей:

21.01.01 – Основи національної безпеки держави
(паспорт перелiк питань);

21.03.01 – гуманітарна і політична безпека держави;

21.03.02 – регіональна безпека держави;

21.03.03 – геополітика

21.04.01 – Eкономічна безпека держави
(паспорт перелiк питань);

Головою спецради призначено д.філос.н, професора М. А. Ожевана, ученим секретарем спецради - к.політ.н. Т. С. Стародуб.

Видання

Публікації

Моніторинг