Рада національної безпеки і оборони України

Інститут утворено Указом Президента України від 16 березня 2001 року № 173 “Про Національний інститут проблем міжнародної безпеки”.

Інститут ліквідовано Указом Президента України від 2 квітня 2010 року № 471 “Про оптимізацію діяльності з розроблення наукових засад національної безпеки України”.

 

"Миграция и миграционная полтина в Украине"


25.05.2006
Малиновская Елена

Миграционные процессы имели свои региональные особенности. В начале 20 ст. географическое название Галиция было для европейцев синонимом слова бедность. Свыше 40% крестьянских семей имели здесь наделы меньше 2 га. Неразвитая промышленность не могла абсорбировать свободные рабочие руки из деревни. Выход был найден в эмиграции, масштабы которой достигли 10 % населения края. По подсчетам историков, только в США до начала первой мировой войны переехали 470 тыс. человек, еще 170 тыс. въехали в Канаду. В межвоенный период эмиграция продолжалась. Во время пребывания Галиции в составе Польши обусловленные ею потери населения составили 175 тыс. человек. К экономической прибавилась политическая эмиграция, связанная с поражением национально-освободительной борьбы 1917-1920 гг., а позднее с присоединением Галиции к УССР, она оценивается не менее,, чем в 100 тыс. человек. В Западном полушарии возникла довольно многочисленная украинская диаспора. В США она насчитывает 2 млн. человек, 1 млн. украинцев проживает в Канаде, 300 тыс. в Бразилии и т.д.

В Центральной и Восточной Украине в начале столетия развивалась экономическая эмиграция, по характеру абсолютно идентичная западноукраинской. Она была вызвана теми же причинами: безземельем и бедностью, и отличалась только направлением. Украинские крестьяне осваивали южноукраинские и бессарабские степи, Северный Кавказ и Нижнее Поволжье. Через Урал, северный Казахстан и дальше, до самого Тихого океана чередой протянулись украинские села, до сих пор сохраняющие этнографические признаки украинства. Количество украинских переселенцев достигало 1,6 млн. человек. И если, по мнению канадских историков, до 40 % земель канадского запада были освоены именно украинцами, то участие украинцев в освоении Сибири и Дальнего Востока, вероятно, не менее значительно.

С установлением советской власти переселения как способ разрешения проблемы освоения отдаленных территорий продолжали практиковаться. Однако, в сталинские времена они все больше приобретали насильственный характер. Свыше 200 тыс. крестьянских хозяйств ( не менее 1 млн. человек) были раскулачены и высланы в период коллективизации. Более 1 млн. человек - политические и религиозные деятели, интеллигенция, крестьяне - высланы в 1939-1941гг. из Западной Украины после ее воссоединением с УССР. Не менее 200 тыс. человек были депортированы из западноукраинских областей в покоенные годы по обвинению в связях с национально-освободительным подпольем.

По состоянию на 1 января 1953 г. в национальном составе 1,8 млн. взрослых спец поселенцев украинцы занимали третье место (после немцев и чеченцев). В то же время среди высланных украинцы были на втором месте (после русских) и составляли 20%.

Кроме украинцев незаконно депортировались представители других народов. По национальному признаку были депортированы св. 450 тыс. немцев, св. 200 тыс. крымских татар, а также многие поляки, болгары, армяне, греки.

Со значительными потерями населения были сопряжены для Украины массовые перемещения, обусловленные второй мировой войной, - 1,9 млн были эвакуированы на восток, свыше 2 млн, прежде всего, молодежь, насильно вывезены на каторжные работы в Германию.

Однако, выходцы из Украины выезжали с ее территории не только как жертвы, но и как проводники режима: для службы в армии в разных регионах СССР или за его границами, для участия в хозяйственной освоении отдаленных территорий. этой целью использовались организованные наборы рабочей силы, практиковавшиеся на протяжении всего советского периода, мобилизация молодежи по комсомольским путевкам, централизованное распределение молодых специалистов.

Достаточно многочисленные группы украинцев сформировались в Западной Сибири, в частности, в Тюмени, в Якутии, Северном Казахстане и т.п. Украинцы вместе с русскими и белорусами принадлежали к числу наиболее мобильных этносов СССР. По переписи 1989 г. “восточная диаспора” насчитывала 6,8 млн. человек. В России проживали 4,4 млн. этнических украинцев, в Казахстане 890 тис., Молдове 600 тис. и т.д.

Одновременно с выездом происходил значительный въезд в Украину, которая благодаря благоприятному климату, относительно лучшие социально-экономические условия всегда была привлекательной для переселенцев. В связи с эти в последние десятилетия миграционный оборот между Украиной и республиками СССР достигал ежегодно в среднем полтора миллиона человек, при чем въезд в республику стабильно превосходил выезд с ее территории.

Очевидно, что такая ситуация противоречила интересам республики с большой плотностью населения, собственными трудоизбыточными регионами и значительным оттоком местных жителей за ее пределы. Однако, она соответствовала задачам миграционной политики СССР, руководствовавшейся интересами социально-экономического развития империи в целом, имела целью разрушение традиционных национальных и культурных связей, формирование новой наднациональной общности - “советского народа”.

Одним и важных последствия миграционных перемещений для Украины было изменение этнической структуры в пользу инонационального населения. Например, численность русских возросла с 1959 до 1989 г. на 60 %, 44 % русских, проживающих в Украине на момент последней переписи, родились за ее пределами. В той же время, поскольку удельный вес украинцев среди выезжающих был существенно меньше, нежели среди иммигрантов, количество украинцев в Украине увеличивалось значительно медленнее, чем за ее пределами. Если в 1979 г. в республиках СССР проживали 13,8% этнических украинцев, то во время последней переписи - уже 15,4 %.

2. После обретения независимости

В начале 90-х годов произошли значительные изменения в характере миграционных перемещений, интенсивности, составе и направлениях миграционных потоков, обусловленные созданием на территории бывшего СССР новых независимых государств. Прекращение централизованного перераспределения рабочей силы, службы в армии за пределами своих республик способствовали уменьшению миграционного оборота между Украиной и бывшими республиками СССР. В то же время, положительное для Украины миграционное сальдо резко возросло. Если в 1989 г. оно составляло 44,3 тыс. человек, в 1990 г. - 79,3 тыс., то в 1991 - 148,4 тыс., в 1992 г. - 288,1 тыс. человек.

В связи с создание собственного государства иммиграция в Украину приобрела характер репатриации. Если 1989 г. украинцы составляли лишь 35 % въезда из республик СССР, то в 1991 г. - 39, в 1992 г - 46 %. Именно за счет иммиграции украинцев на 60 % сформировалось рекордное позитивное миграционное сальдо 1992 года.

Въезд происходил в основном из России, Казахстана, Узбекистана. Что касается последнего, в значительной степени он формировался за счет крымских татар.

Среди репатриантов начала 90-х годов депортированные по национальному признаку и их потомки составляли заметную группу. Так, в Крым вернулись свыше 240 тыс. крымских татар, около 12 тыс. болгар, армян, греков. В южноукраинские области переселились свыше 2 тыс. немцев. Этот процесс продолжается. По данным деятелей национальных общественных объединений примерно 220 тыс. крымских татар, а также несколько десятков тысяч лиц других национальностей все еще находятся в местах депортации и в основном ориентированы на возвращение в Украину.

Это создает серьезные проблемы в связи с их приемом и обустройством. Сегодня стационарным жильем обеспечены лишь половина крымских татар, из 300 поселений депортованных только треть имеет водопровод и электроснабжение, свыше половины репатриантов трудоспособного возраста не имеют работы.

Положение осложняется также тем, что решать проблему обустройства депортированных Украина вынуждена собственными силами без помощи других государств-преемников СССР. Подписанное в рамках СНГ в октябре 1992 г. соглашение по вопросам восстановления прав депортированных оказалось неэффективным.

Нарастание потока репатриантов связано не только с кардинальными геополитическими изменениями на территории бывшего СССР, но и с межэтнической и социально-политической напряженность в ряде регионов. В результате межнациональных конфликтов, гражданской войны, возникла новая категория мигрантов, беженцы. Они стали заметной составляющей миграционной ситуации в Украине.

Первые беженцы появились в 1988-1989 гг. после трагических событий в Азербайджане, летом 1989 г. в Украину прибыли несколько тысяч турок-месхетинцев из Узбекистана. Наибольший приток беженцев был связан военными действиями в Приднестровье. В августе 1992 г. Украина приняла свыше 60 тыс. человек, половина из них были детьми.

Украина предоставляла временное убежище беженцам военных конфликтов в Чечне (Российская Федерация) и Абхазии (Грузия).

Кроме выходцев из “ближнего зарубежья” в Украине находятся беженцы также из многих стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Частично это люди, которые прибыли в Украину, например, как студенты, и по разным причинам не хотят или не могут вернуться на родину, нуждаются в убежище и защите государства. Сегодня в Украине проживают 2697 признанных беженцев. Большинство из них афганцы.

Часть искателей убежища являются так называемыми транзитными мигрантами, которые используя “прозрачность” восточных границ, пытаются перебраться через территорию Украины на Запад. Они находятся в стране преимущественно без надлежащих документов, пытаются пересечь границу нелегально. Свыше 10 тыс. иностранцев в среднем ежегодно задерживаются на границе, количество задержанных растет. "Обслуживанием" нелегалов занимаются местные криминальные элементы, формируются преступные группы, которые осуществляют переправку через границу людей. С нарастанием нелегальной иммиграции в Украину связана угроза обострения криминогенной и санитарно-эпидемической ситуации, угроза безопасности государства в более широком смысле.

Кроме значительных геополитических изменения экономические проблемы, точнее глубокий экономический кризис, который в той или иной мере охватил все постсоветские государства, является вторым важным фактором, воздействующим на развитие миграционной ситуации в Украине.

Экономические трудности затормозили процесс репатриации. С 1993 г. въезд в Украину начал сокращаться. Позитивное миграционное сальдо было почти в 4 раза меньшим, нежели в 1992 и составило 77 тыс. человек. Начиная с 1994 г. результат миграции между Украиной и бывшими республиками СССР стал негативным. Больше всего населения Украина потеряла в связи с выездом в Россию. В то же время с другими постсоветскими государствами (кроме Беларуси) сальдо миграции оставалось позитивным.

В 1999 году тенденция изменилась. Отток населения в страны СНГ, прежде всего, в Россию, уменьшился. Миграционный баланс с этим регионом стал практически паритетным. Это убедительный показатель начала процесса успешной социально-экономической стабилизации в стране.

3. Эмиграция на Запад

Для формирования миграционных потоков на Запад решающими были два фактора: общественно-политические изменения, а именно демократизация общественной жизни, демонтаж "железного занавеса", изолировавшего Украину от мира, а также экономический кризис.

Выезд на постоянное место проживания за рубеж начал быстро расти с конца 80-х гг. В 1990 г. общее число эмигрантов превышало 90 тыс. человек (83 тыс. или 92% в Израиль).

В 1991 г. выезд с Украины несколько уменьшился. Было выдано около 70 тыс. разрешений. Хотя большинство эмигрантов (48,5 тыс. или 70 %) как и ранее направлялись в Израиль, существенно увеличился выезд в США и ФРГ.

После 1991 года объемы эмиграции уменьшились, что, безусловно, было обусловлено надеждами на улучшение жизни людей, связанными с созданием собственного независимого государства и, стабилизировался на уровне примерно 50 тыс. ежегодно. Среди стран назначения на первом месте остается Израиль (36%), на втором месте - Соединенные Штаты. Почти 1/3 эмигрантов являются этническими евреями. Каждый пятый эмигрант по национальности украинец. Русские составляют примерно 15% выезжающих.

Состав и направления эмиграции из Украины на Запад подтверждают, что ее преимущественно этнический характер изменяется и экономические причины становятся решающими. Экономический характер эмиграции подтверждают также результаты многочисленных социологических опросов.

Характеристика современной миграционной ситуации в Украине была бы неполной без анализа временных выездов наших сограждан в другие страны. В последние годы в связи с большей открытостью к миру значительное число людей получили возможность побывать за границей.

По данным ОВИР МВД Украины в начале перестройки, в 1987 г., выезд граждан по личным делам не превышал 85 тыс. человек за год. В 1992 году он превысил 2 млн.

Зарубежные поездки совершались в основном в соседние страны, с которыми сохранился безвизовый режим, хорошо налажена транспортная связь. Главный и постоянно возрастающий поток был направлен в Польшу - свыше 70% выезжающих.

С января 1993 г. государство больше не выдает разрешения на зарубежные поездки. Соответственно и учет таких разрешений не ведется. Следовательно, с этого времени мы не имеем точной информации о количестве временных зарубежных поездок украинских граждан. Однако, по данным пограничников, оно возрастает.

Кроме выездов за границу на отдых или в ознакомительные поездки, большое количество граждан Украины выезжает за границу на заработки. В начале 90-х десятки тысяч наших соотечественников перевозили мелкие партии товаров через границу в обоих направлениях, зарабатывая на разнице цен и валютных курсов. Сегодня большинство выезжает для выполнения, преимущественно без необходимых разрешений, сезонных, временных работ в сельском хозяйстве, строительстве или сервисе. Для многих семей возможность выехать за рубеж превратилась в важную составляющую их стратегии выживания. В нынешней экономической ситуации, в условиях растущей безработицы и неполной занятости, падения уровня жизни количество людей, вынужденных искать заработок за границей, достаточно велико и оценивается в 2 млн. человек.

Учитывая основополагающие права человека на свободу передвижения и выбор места проживания, естественно, не может быть и речи об установлении каких бы то ни было ограничений выезда граждан. Вместе с тем, долг государства состоит в упорядочении этого процесса, в защите своих граждан на работе за границей. Сегодня, к сожалению, лишь примерно 25 тыс. наших сограждан работают за границей в рамках межгосударственных соглашений, подписанных Украиной.

4. Законодательство

После обретения независимости начался процесс создания законодательной базы в сфере миграции. Уже в Декларации о государственном суверенитете (п.5 разд.ІУ) было заявлено, что Украина регулирует иммиграционные процессы.

К числу наиболее важных законодательных актов, касающихся миграционных вопросов, нужно отнести Закон Украины "О гражданстве Украины" (1991 г.), который предоставил право на получение украинского гражданства выходцам с Украины, чем стимулировал репатриацию.

Судьба перемещенных лиц нашла отражение в соответствующем разделе Закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине". В соответствии со статьей 4 этого закона, лицам, которые подверглись репрессиям и были высланы или депортированы тоталитарным режимом, а также их потомкам, среди других гражданских прав гарантировано восстановление права на проживание в местах, где они проживали до того, как подверглись преследования.

До сих пор не принят специальный закон о восстановлении прав депортированных по национальному признаку. Однако, существует целый ряд правительственных решений по этому поводу.

В декабре 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О беженцах". По своему содержанию он соответствует международным нормам. И хотя Украина не присоединилась к Конвенции ООН о беженцах 1951 г., критерии предоставления статуса беженца в Украине соответствуют общепризнанным. Это преследования, обусловленные расовой, национальной или религиозной принадлежностью, отношением к религии, политическими убеждениями и т.д.

В соответствии с законом, статус беженца предоставляется на три месяца, но может быть продлен. Беженцам гарантируются права свободного выбора места проживания, передвижения по территории страны, трудоустройства, осуществления предпринимательской деятельности. Лица, официально признанные беженцами, имеют право на медицинское обслуживание, получение денежной помощи, пенсий, других социальных выплат, обучение, судебную защиту, участие в общественных организациях и т.д.

Иностранцы, не являющиеся беженцами, подпадают под действие Закона Украины "О правовом статусе иностранцев". Он гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающим в Украине, равенство перед законом, те же права и обязанности, что и для граждан Украины.

Следующим шагом в разработке миграционного законодательства должно стать принятие Закона "Об иммиграции", который урегулирует порядок переезда в Украину иностранцев для постоянного проживания или трудоустройства, а также натурализации. Разработка текста закона завершена, Верховная Рада внесла его рассмотрение в план своей работы.

В 1993 г. для координации усилий разных ведомств в сфере миграции, возвращения депортированных, беженцев было создано Министерство Украины по делам национальностей и миграции (теперь Государственный комитет), являющийся центральным органом государственной власти, на который непосредственно возложены обязанности разработки и реализации миграционной политики государства. Органы миграционной службы, находящиеся в подчинении Госкомитета и, одновременно, местных властей, были созданы в 1994 году.

С проблемами миграции в рамках своей компетенции сталкивается также целый ряд других ведомств. Это Государственный комитет по охране государственной границы, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Служба безопасности Украины, Министерство труда и социальной политики, Министерство здравоохранения, Государственный комитет статистики и др.

Значительные усилия, связанные с разрешением миграционных проблем, прикладываются Украиной на международном уровне. Прежде всего, они направлены на обеспечение добровольного возвращения депортированных, урегулирование проблем международной трудовой миграции, объединение усилий для предупреждения нелегальной миграции.

Соглашение о взаимном трудоустройстве граждан подписаны с Российской Федерацией, Молдовой, Польшей, Чешской Республикой, Словакией и др.

С мая 1993 г. Украина имеет статус наблюдателя в международной организации по миграции, развивается тесное сотрудничество между Украиной и УВКБ ООН.

Таким образом, формирование миграционной политики и соответствующего законодательства стало частью процесса государственного строительства. Вместе с тем, говорить о наличии целостной системы юридических норм и административной практики еще рано. Трудности создания такой системы связаны с отсутствием необходимого опыта, поскольку как и многие другие элементы государственного механизма миграционная политики и средства ее реализации ранее в Украине отсутствовали, с дефицитом подготовленных кадров, серьезными экономическими трудностями, на фоне которых разрешение миграционных проблем иногда не выглядит первоочередным.




читайте також:
22.11.2007 "СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ РИСКИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ"
05.09.2007 "Міжетнічна толерантність у контексті проблем інформаційно-психологічної безпеки України"
03.09.2007 "Монокультурна "толерантність" в Україні..."
23.08.2007 "Монокультурная толерантность в Украине..."
12.03.2007 "Соціокультурні чинники формування міжетнічної толерантності в Україні"
Стратегічна панорама
Стратегічна Панорама   Національний інститут проблем міжнародної безпеки видає щоквартальний науково-аналітичний збірник "Стратегічна Панорама".

 

Спеціалізована Вчена Рада
Постановою президії ВАК від 12 березня 2008 р. № 14-08/3 в інституті створено спеціалізовану вчену раду Д26.723.01 із правом приймати до розгляду та проводити захист дисертацій на здобуття наукового ступеня доктора (кандидата) наук зі спеціальностей:

21.01.01 – Основи національної безпеки держави
(паспорт перелiк питань);

21.03.01 – гуманітарна і політична безпека держави;

21.03.02 – регіональна безпека держави;

21.03.03 – геополітика

21.04.01 – Eкономічна безпека держави
(паспорт перелiк питань);

Головою спецради призначено д.філос.н, професора М. А. Ожевана, ученим секретарем спецради - к.політ.н. Т. С. Стародуб.

Видання

Публікації

Моніторинг